26 октября — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

Ко дню памяти 26 октября принесения в Москву в 1648 году
Иверской иконы Божией Матери

 СЕРДЦЕ МОСКВЫ

Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых таинственных и почитаемых мест столицы.

Марина Цветаева называла эту икону «червонным иверским сердцем» Москвы, а все, кто раньше приезжал в Москву, прежде всего, шли поклониться Иверской. Сам Петр I навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово.

В те далекие времена, москвичи не начинали своих дел, не помолившись «у Иверской»: купцы приходили сюда перед заключением сделки, студенты и гимназисты – перед экзаменами, паломники, прежде чем уйти пешком на три дня в Троице-Сергиеву лавру, сначала приходили благословиться «к Иверской».

 ИСТОРИЯ В РОССИИ

История первого появления Иверской иконы в часовне окутана тайной. Два главных «фигуранта» могли бы пролить на эту тайну свет. Никольский монастырь на одноименной Никольской улице, в котором по разрешению царя, останавливались греческие монахи, приехавшие в Москву для сбора подаяния и милостыни, ныне это территория Историко-Архивного института, и сама часовня у Воскресенских ворот, которая в историческом очерке Николо-Перервинского монастыря, составленным в XIX веке казначеем Иверской часовни соборным иеромонахом Никифором Божановым, указана, как построенная в 1666 году на средства Николо-Перервенского монастыря для постоянного пребывания в ней монахов и сбора пожертвований на нужды подмосковной обители. В 1647 году приехал в Москву, и поселился в Никольском монастыре, архимандрит греческого Афонского Иверского монастыря Пахомий. Царь Алексей Михайлович пожелал, чтобы греческие монахи написали для Москвы такую же икону, как над вратами Иверского монастыря на Афоне.

Монахи ответственно подошли к делу: каждый день во время исполнения послушания русскому царю они совершали литургии, а иконописец, писавший образ, постился сугубо, ел только в субботу и воскресенье. «Та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая», — сообщает сопроводительная грамота, с которой список чудотворной иконы приехал в Москву в 1648 году.

В 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими.

 ТАЙНА ИКОНЫ

Сразу после прибытия, икону начали забирать («поднимать») к себе в дома богатые горожане, для молебнов над тяжело больными. Традиция эта установилась на долгие годы. В 1669 году царь Алексей Михайлович отдал Никольский монастырь в собственность греческому Афонскому Иверскому монастырю, он стал называться Никольский Греческий монастырь и был в то время единственным местом в России, где студенты Московской Славяно-Греко-Латинской академии Заиконоспасского монастыря могли приобщаться к живому греческому богослужебному языку.

Такая царская милость была оказана греческим монахам за принесение ими в Москву еще одного точного списка с чудотворной Афонской Иверской. По сообщению казначея Иверской часовни иеромонаха Никифора, в 1669 году в часовню у Воскресенских ворот из Никольского монастыря был принесен этот «второй список» с древней Афонской иконы.

С того времени Перервенский монастырь, даже, когда стал заштатным, не переставал получать большие доходы от часовни, переименованой в Иверскую. Это позволило в 1775 году Московскому митрополиту Платону (Левшину) открыть в Перервенском монастыре Духовную семинарию. Когда икону носили по домам, вместо нее в часовне помещалась копия. Таких списков-копий сохранилось много. А та, первая помещенная в часовню икона, как неизвестно точно откуда появилась, так неизвестно и куда делась. Остается загадкой и местонахождение иконы, которая была принесена с Афона в Москву в 1648 году.

Некоторые специалисты считают, что именно она сейчас хранится в Новодевичьем монастыре. Еще одна версия, что этот «список №1» после революции был передан в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сейчас в этом храме находится особо почитаемая с первых лет советской власти Иверская икона Божией Матери. В 1922 году из часовни в одну ночь конфисковываются церковная утварь и икона, а в 1923 году сносят и саму часовню. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали, и опять ее история погружается в тайну.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы».

При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря. 25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы. Это ознаменовало начало новой жизни Русской Церкви. То, что новая жизнь действительно началась, стало ясно после многочисленных чудес, явленных уже от новой Иверской иконы.

 ПОЧИТАНИЕ ИКОНЫ

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, которые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости столицы, чтобы помолиться и получить благословение Богородицы на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню.

По ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают<…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

Статья написана stas45

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели